Детский церебральный паралич (формы заболевания)

Детский Церебральный Паралич – это широкое понятие, которое охватывает несколько различных симптомокомплексов, имеющих схожие проявления и причины возникновения:

Причины

Причин для развития ДЦП существует множество. При этом следует выделить наиболее частые из них:

  • Внутриутробное поражение мозга
  • Гипоксия в родах
  • Интоксикация
  • Соматические и эндокринологические заболевания матери
  • Резус-конфликт матери и ребенка
  • Аномалии родовой деятельности (в том числе родовые травмы)
  • Перенесенные инфекции

Под воздействием этих и иных причин происходит прямое поражение ткани мозга, начинают формироваться нарушения процессов его развития. При этом следует обратить особое внимание на перенесенные инфекционные заболевания матери, которые, на сегодняшний день, состовляют более половины всех причин развития ДЦП у ребенка.

Морфологические изменения тканей мозга бывают разнообразными. Нередко у ребенка развиваются кровоизлияния в межоболочечные пространства и саму ткань мозга, происходить дегенерация структур коры мозга, рубцовые изменения. Поражение чаще затрагивает (но не ограничивается) преимущественно передние отделы мозга.

Детский церебральный паралич — что это такое

ДЦП (расшифровывается как детский церебральный паралич) – это непрогрессирующее поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга, проявляющееся различными двигательными нарушениями, интеллектуальными расстройствами, эпилепсией, проблемами с равновесием.

Согласно данным мировой статистки церебральный паралич встречает с частотой от 1,7 до 7 случаев на 1000 детей в возрасте от рождения до одного года. В Российской Федерации по разным сведениям этот показатель составляет от 2,5 до 6 случаев на 1000 детей. Около 50% больных появились на свет с ДЦП в результате преждевременных родов.

Классификация детского церебрального паралича

В неврологии с учетом локализации пораженного участка головного мозга выделяют пять видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия. Самая распространенная форма, встречает в 40-80% от общего числа случаев. Болезнь развивается из-за поражения двигательных центров, в результате чего возникают парезы (больше выражены в нижних конечностях).
  • Гемипаретическая форма ДЦП. Формируется из-за поражения двигательных центров только одного полушария. Проявляется парезом ноги или руки со стороны, противоположной распространению патологического процесса.
  • Гиперкинеичсекая форма (25% случаев). Обусловлена повреждением подкорковых структур. Среди ее признаков – непроизвольные движения (гиперкинезы), которые усиливаются, если ребенок устал или нервничает.
  • Атонически-астатическая форма (10%). Возникает при нарушениях в области мозжечка. Характеризуется нарушением координации, статики, а также мышечной атонией.
  • Двойная гемиплегия. Самая тяжелая форма ДЦП у детей. Является следствием полного поражения обеих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности. Больные не могут сидеть, стоять и даже самостоятельно держать голову.
Читайте также:  Сильное головокружение и рвота при смене положения тела

В клинической практике встречаются и смешанные варианты детского церебрального паралича, для которых характерны симптомы сразу нескольких форм болезни. Так, очень часто спастическая диплегия сочетается с гиперкинетической формой.

Детский церебральный паралич – что это такое

ДЦП (расшифровывается как детский церебральный паралич) – это непрогрессирующее поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга, проявляющееся различными двигательными нарушениями, интеллектуальными расстройствами, эпилепсией, проблемами с равновесием.

Согласно данным мировой статистки церебральный паралич встречает с частотой от 1,7 до 7 случаев на 1000 детей в возрасте от рождения до одного года. В Российской Федерации по разным сведениям этот показатель составляет от 2,5 до 6 случаев на 1000 детей. Около 50% больных появились на свет с ДЦП в результате преждевременных родов.

Классификация детского церебрального паралича

В неврологии с учетом локализации пораженного участка головного мозга выделяют пять видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия. Самая распространенная форма, встречает в 40-80% от общего числа случаев. Болезнь развивается из-за поражения двигательных центров, в результате чего возникают парезы (больше выражены в нижних конечностях).
  • Гемипаретическая форма ДЦП. Формируется из-за поражения двигательных центров только одного полушария. Проявляется парезом ноги или руки со стороны, противоположной распространению патологического процесса.
  • Гиперкинеичсекая форма (25% случаев). Обусловлена повреждением подкорковых структур. Среди ее признаков – непроизвольные движения (гиперкинезы), которые усиливаются, если ребенок устал или нервничает.
  • Атонически-астатическая форма (10%). Возникает при нарушениях в области мозжечка. Характеризуется нарушением координации, статики, а также мышечной атонией.
  • Двойная гемиплегия. Самая тяжелая форма ДЦП у детей. Является следствием полного поражения обеих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности. Больные не могут сидеть, стоять и даже самостоятельно держать голову.

В клинической практике встречаются и смешанные варианты детского церебрального паралича, для которых характерны симптомы сразу нескольких форм болезни. Так, очень часто спастическая диплегия сочетается с гиперкинетической формой.

Классификация

Классификация

G 80 Детский церебральный паралич.

Включена: болезнь Литтла.

Исключена: наследственная спастическая параплегия.

G 80.0 Спастический церебральный паралич.

Врожденный спастический паралич (церебральный)

G 80.1 Спастическая диплегия.

G 80.2 Детская гемиплегия.

G 80.3 Дискинетический церебральный паралич.

G 80.8 Другой вид детского церебрального паралича.

Смешанные синдромы церебрального паралича.

G 80.9 Детский церебральный паралич неуточненный.

Классификация детского церебрального паралича (К. А. Семенова и др. 1974)

1. Двойная спастическая гемиплегия.

2. Спастическая диплегия.

3. Гемипарез.

4. Гиперкинетическая форма с подформами: двойной атетоз, атетозный баллизм, хореатетозная форма, хореический гиперкинез.

Читайте также:  Незрелость головного мозга у новорожденных что это такое

5. Атонически-астатическая форма.

По тяжести поражения: легкая, средней тяжести, тяжелая форма.

Период:

Ранний восстановительный;

Поздний восстановительный;

Резидуальный период.

Факторы риска и причины ДЦП

Основная причина ДЦП – гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения. Всего выделяют более 100 факторов, которые могут привести к патологиям ЦНС у новорожденного, их объединяют в три большие группы, связанные с:

  1. Течением беременности;
  2. Моментом родов;
  3. Периодом адаптации младенца к внешней среде в первые 4 недели жизни (в некоторых источниках этот период продляют до 2 лет).

По статистике, от 40 до 50% всех детей с ДЦП были рождены преждевременно. Недоношенные малыши особенно уязвимы, так как рождаются с недоразвитыми органами и системами, что повышает риск повреждения мозга от гипоксии (кислородное голодание). На долю асфиксии в момент родов приходится не более 10% всех случаев, и большее значение для развития заболевания имеет скрытая инфекция у матери, главным образом из-за ее токсичного воздействия на мозг плода. Другие распространенные факторы риска:

  • крупный плод;
  • неправильное предлежание;
  • узкий таз матери;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • резус конфликт;
  • стремительные роды;
  • медикаментозная стимуляция родов;
  • ускорение родовой деятельности с помощью прокола околоплодного пузыря.

После рождения малыша существуют следующие вероятные причины поражения ЦНС:

  • тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, острая герпетическая инфекция);
  • отравления (свинец), травмы головы;
  • инциденты, приводящие к гипоксии мозга (утопление, закупорка дыхательных путей кусочками пищи, посторонними предметами).

Нельзя не отметить, что все факторы риска не являются абсолютными, и большую часть из них можно предотвратить или минимизировать их вредное влияния на здоровье ребенка.

Лечение детского церебрального паралича

Самым лучшим образом на здоровье ребенка с диагнозом детского церебрального паралича сказывается физическая активность, разумеется, если она разрешена врачом. Занятия лечебной гимнастикой со специалистами, массаж, теплые ванны — это именно то, что нужно для реабилитации больного.

Лечение детского церебрального паралича предполагает применение препаратов, направленных на улучшение работы головного мозга. Также может быть применен метод Войта, суть которого заключается в восстановлении естественных моделей движения человека, а также в формировании двигательных навыков. Ребенок должен научиться управлять равновесием, совершать хватательные и шаговые движения конечностей.

Целесообразно и ношение ортопедической обуви, во избежание деформации стопы.

Лечение детского церебрального паралича

Больного детским церебральным параличом стоит обучить нормальной ходьбе, регулярно и методично развивать каждую группу мышц с помощью тренировок и упражнений.  Упражнения для растягивания мышц,  на выносливость и снятие напряжения очень скоро дадут положительные результаты, а при продолжительном курсе лечения ребенок с диагнозом детский церебральный паралич, практически ничем не будет отличаться от здорового сверстника.

Читайте также:  Замучила бессонница что делать народные средства

Помните, что для ребенка с диагнозом детский церебральный паралич лучшее лечение — это доброжелательная атмосфера в семье, любовь и искренняя надежда родных на выздоровление.

При распространении импульса возможны три варианта:

  • импульс гасится в пределах зоны его возникновения;
  • он распространяется на соседние участки мозга;
  • разряд проходит по всей нервной системе.

В первых двух случаях возникают парциальные припадки, в последнем – генерализованный приступ.

Международная классификация эпилептических приступов (1981 г, Киото, Япония)

I. ПАРЦИАЛЬНЫЕ (ФОКАЛЬНЫЕ) ПРИСТУПЫ (приступы, начинающиеся с локального эпилептического разряда)

А. Простые парциальные приступы (без выключения сознания)

  1. С двигательным компонентом
  2. С соматосенсорными или специфическими сенсорными симптомами
  3. С вегетативными симптомами
  4. С психическими симптомами

Б. Сложные парциальные приступы (с выключением сознания)

1. Дебют с простого парциального приступа с дальнейшим выключением сознания

a. с простыми парциальными симптомами с дальнейшим выключением сознания

б. с автоматизмами

С. Парциальные приступы с вторичной генерализацией в тонико-клонические пароксизмы.

  1. Простые парциальные приступы с генерализацией
  2. Сложные парциальные приступы с генерализацией
  3. Простые парциальные приступы, переходящие в сложные, а затем в генерализованные

II. ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИСТУПЫ

(приступы, начинающиеся с билатерально симметричной эпилептической активности при отсутствии эпилептического очага)

А. Абсансы

  1. Типичные абсансы
  2. Атипичные абсансы

В. Миоклонические приступы

С. Клонические приступы

D. Тонические приступы

E. Тонико-клонические приступы.

F. Атонические приступы.

III. НЕКЛАССИФИЦИРУЕМЫЕ ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ ПРИСТУПЫ

Физикальное обследование

— патологические тонические рефлексы, особенно ярко проявляющиеся при перемене положения тела, особенно при вертикализации пациента;

— патологическая синкинетическая активность при совершении произвольных движений;

— нарушение координаторных взаимодействий мышц синергистов и антагонистов;

— повышение общей рефлекторной возбудимости – выраженный стартл-рефлекс.

Наличие указанных нарушений с ранних этапов развития ребёнка ведёт к формированию патологического двигательного стереотипа, а при спастических формах ДЦП – к закреплению привычных установок конечностей, развитию суставных контрактур, прогрессирующему ограничению функциональных возможностей ребёнка. Повреждения головного мозга при ДЦП также могут исходно сопровождаться когнитивными и сенсорными нарушениями, судорогами.

Осложнения формируются преимущественно в позднюю резидуальную стадию и включают, в первую очередь, ортопедическую патологию – формирование суставно-мышечных контрактур, деформаций и укорочений конечностей, подвывихов и вывихов суставов, сколиоза. В результате двигательные нарушения ведут к дополнительному ограничению возможности к самообслуживанию ребёнка, сложностям получения образования и полноценной социализации.