Синдром Ретта: причины, признаки, симптомы и лечение

В России полным ходом идут процессы модернизации здравоохранения, инклюзии в образовании, развития доступной среды, но, к сожалению, дети с синдромом Ретта по-прежнему остаются вне системы образования и реабилитации, диагностика остается труднодоступной, родителям часто говорят: «Мы не знаем, что делать с вашим ребенком».

Симптомы

Синдрому Ретта свойственны признаки, которые не должны остаться незамеченными для внимательных родителей: такие дети начинают совершать бесцельные движения, они своеобразно сжимают руки. Однако все эти проявления, как правило, либо и вовсе остаются незамеченными, либо не воспринимаются, как проявления каких-то отклонений. Что же касается внутриутробного развития, то здесь вообще данная проблема не поднимается, поскольку все проявления отклонения можно обнаружить в возрасте от года и старше, даже если развиваться они начали раньше.

Среди признаков, которые должны насторожить родителей и педиатров, можно отметить следующие:

  • Врожденна гипотония у ребенка;
  • Отставание в физическом развитии (позже, чем дети его возраста, начинает ползать, ходить и садиться);
  • Замедление роста головы ребенка;
  • Мышечная гипотония;
  • Полное отсутствие интереса ко всякого рода играм и развлечениям.

Это только самые первые проявления, свидетельствующие о начальном этапе развития синдрома Ретта.

Причины развития синдрома

Синдром Ретта — заболевание генетическое, вызываемое мутациями в гене MECP2, расположенном на Х-хромосоме и может возникнуть спорадически или по зародышевой линии мутаций. Менее чем в 10% случаев мутации в генах CDKL5 или FOXG1 также были связаны с развитием синдрома.

Синдрома Ретта первоначально диагностируется по клиническим наблюдениям, но окончательный диагноз возможен лишь в случае наличия генетического дефекта в гене MECP2. В некоторых очень редких случаях, не известный мутантный ген не может быть найден, возможно из-за изменений в MECP2, которые не определены с помощью методов, используемых в настоящее или по причине в других генах, которые могут привести к клиническому сходству.

Одно время утверждалось, что синдром Ретта, на самом деле, последствие патологического развития нервной системы, в отличие от нейродегенеративного состоянии. Однако Синдром Ретта не показывает гибель нейронов, а некоторые исследования предполагают, что их фенотип может быть частично спасен, вернув функциональный ген Mecp2 назад во взрослом возрасте пациентов. К сожалению, на данный момент это всего лишь теория.

Отмечают следующие генетические условия, способствующие развитию синдрома Ретта:

  • отдельные спонтанные мутации;
  • мутации зародышевой линии;
  • норадренергические дефициты в зародышевой фазе;
  • дофаминергическикие нарушения в мозговой деятельности.

История возникновения заболевания

В 1954 году известный австрийский педиатр Андреас Ретт впервые обнаружил симптомы этой патологии. Во время обследования двух девочек с явными расстройствами ментального спектра врач обратил внимание на нехарактерные для слабоумия признаки: заламывание рук, сжатие и долговременное сцепление пальцев, потирание кистей таким образом, будто ребенок моет их под водой. Такие движения повторялись с некоторой периодичностью и при этом сопровождались нестабильным эмоциональным состоянием, начиная полной погруженностью в себя и заканчивая резкими приступами криков. Впоследствии педиатр принялся за изучение этих двух случаев и обнаружил схожую клиническую картину в других историях болезней, что позволило ему выделить патологию в отдельную единицу.

К 1966 году специалист диагностировал синдром еще у 31 девочки, а позже опубликовал результаты многолетних исследований в нескольких немецкоязычных изданиях. Однако на тот момент новая патология не получила широкой огласки, только спустя 20 лет она была признана на международном уровне и получила название «синдром Ретта» в честь первооткрывателя.

С того времени ученые со всего мира принялись за активное изучение заболевания и его этиологии.

Как обнаружить и подтвердить диагноз?

При подозрении на болезнь Ретта следует обратиться к психотерапевту. Он на основе опроса о наблюдениях родителей, течения беременности и жалоб, а также проведя осмотр ребенка, может подтвердить или опровергнуть подобные догадки. В любом случае диагноз требует дополнительного подтверждения. С этой целью пациента направляют на обследование по таким направлениям:

  • Компьютерная томография мозга. Показывает затухание активности ЦНС путем оценки изменений.
  • Электроэнцефалограмма. Отмечает биоэлектрическую активность мозга. Характер показаний может напрямую свидетельствовать о наличии генной патологии Ретта.
  • Генетический анализ крови на подтверждение поломки X-хромосомы.
  • Ультразвук всех внутренних органов. Для выявления осложнений синдрома.
Читайте также:  Задний симпатический синдром шеи. Синдром Барре-Льеу

Ребенку проводят комплексную диагностику состояния с привлечением большинства профильных специалистов, чтобы понять, какие патологии развились в результате синдрома.

В период планирования зачатия мать может сделать генетический анализ на кариотип, чтобы исключить носительство данной мутации. Однако последующую поломку хромосомы трудно предугадать. Анализ околоплодных вод, крови из пуповины или кусочка плаценты не делают, так как данная патология не диагностируется во время беременности, плод развивается нормально. Кроме случаев с мальчиками, тогда аномалии проявляются уже при внутриутробном периоде.

В чем отличие от аутизма?

Порой болезнь Ретта путают с аутизмом. Разграничить эти состояния может только специалист. В 1988 году был разработан метод дифференциальной диагностики для постановки точного диагноза.

Можно отметить ряд внешних и поведенческих отличий:

  • Особые движения рук при синдроме ограничиваются их положением. Как правило, они согнуты в локтях, кисти чуть приподняты, находятся у груди. При аутизме движения более разнообразны и не сосредоточены в одном месте.
  • Дети с болезнью Ретта до 1,5–2 лет способны к общению, реагируют на внешний мир, тогда как малыши-аутисты уже в этом возрасте испытывают проблемы.
  • При синдроме серьезно страдает возможность ходить, тогда как при аутизме это лишь некоторая характерность походки.
  • Сила и частота судорожных приступов выше при патологии Ретта.
  • При аутизме отсутствует бруксизм, угнетение роста, нарушения дыхательной системы.

Мнение мам! Многие родители детей с синдромом Ретта опровергают их аутичность. Они отмечают реакцию на людей, предметы, события некоторое понимание речи.

Воспитание и обучение детей при деменции

Воспитывать и обучать детей с синдромом Геллера призвана наука – олигофренопедагогика, которая корректирует все проявления умственной отсталости у ребенка. Образование таких детей должно проводиться в специальных обучающих учреждениях. При этом целью воспитания детей в дошкольном возрасте при данной патологии выступает гармонизация развития личности (интеллектуальное, физическое и духовное), снижение зависимости от посторонних, формирование самостоятельности и жизнеспособности. Главным направлением обучения детей при наличии интеллектуальных нарушений является их максимальная социальная адаптация для жизни в окружающей среде.

Обучение для детей с такими проблемами организуется в виде специальных занятий в группах и индивидуально с логопедической, психомоторной, сенсорной направленностью, а также с уклоном в области лечебной физкультуры. Все обучение проводится во вспомогательных школах, где на первом отделении обучаются пациенты с легкой формой болезни в возрасте до 9 лет, на втором – более тяжелые пациенты. Тяжелые формы болезни не позволяют детям учиться в таких школах, для них предусмотрены Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Читайте также:  Действенные профилактические меры при заболеваниях

Обучение затрагивает все сферы обычного образовательного процесса, но в определенном для каждой степени тяжести патологии объеме. Коррекционная часть учебного плана призвана корректировать речевую и интеллектуальную деятельность ребенка. В младших классах детям преподают только родной язык. При подготовке к школе занятия построены в игровой форме. В старших классах профессионально-трудовому обучению уделяют не менее четверти всего учебного процесса.

ru/wp-content/uploads/2019/01/» width=»100″ height=»100″ alt=»Фурманова Елена Александровна» class=»avatar avatar-100 wp-user-avatar wp-user-avatar-100 alignnone photo» /> Фурманова Елена Александровна

Специальность: врач педиатр, инфекционист, аллерголог-иммунолог.

Общий стаж: 7 лет.

Образование: 2010, СибГМУ, педиатрический, педиатрия.

Опыт работы инфекционистом более 3 лет.

Имеет патент по теме «Способ прогнозирования высокого риска формирования хронической патологии адено-тонзиллярной системы у часто болеющих детей».

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Что провоцирует / Причины Синдрома Ретта:

Подтверждена наследственная природа заболевания. Вопросы патогенеза заболевания остаются спорными. Генетическая природа связывается с ломкой Х-хромосомой и наличием мутаций в генах — регуляторах процесса репликации. Выявлены селективный дефицит ряда регулирующих рост дендритов белков, низкое количество глутаминовых рецепторов в базальных ганглиях, дофаминергических рецепторов в хвостатом ядре, нарушения холинергической функции. Гипотезу «прерванного развития», в основе которой лежит дефицит нейротрофических факторов, выдвинул D. Armstrong. Предполагается поражение нижних моторных нейронов, базальных ганглиев, вовлечение спинного мозга, ствола и гипоталамуса.

Анализ морфологических изменений при синдроме Ретта указывает на замедление развития мозга после рождения и остановку его роста к 4-летнему возрасту. Выявлено замедление роста тела и отдельных органов (сердца, печени, почек, селезенки).