6 видов шин при переломе костей голени и как их накладывать

Голеностопный сустав выдерживает на себе большие нагрузки, поэтому подвержен получению травм, переломов. Чтобы помочь поврежденной конечности, специалисты фиксируют ее шиной.

Понятие

Другое название этого ортопедического изделия – лестничная шина, которое полностью характеризует его внешний вид. Синоним напрямую связан со строением средства – конструкция в исходном виде действительно напоминает лестницу в миниатюре. Но всё же можно выделить некоторые особенности:

Понятие
Понятие
  1. Внешний каркас современной шины изготовлен из сплава на основе алюминия, и выполнен в виде толстой проволоки. Такой материал позволяет ей с лёгкостью изменять свою форму, не теряя при этом общую упругость. При этом от многократного сгибания он не теряет своей прочности, и не разрушается со временем.
  2. Для создания поддержки только внешнего каркаса недостаточно, поэтому он на всём протяжении, словно лестница, соединён множеством перемычек. Они изготовлены уже из стальной проволоки, которая практически не поддаётся сгибанию. Такое сочетание с гибкостью внешнего контура придаёт шине Крамера незаменимые опорные свойства.
  3. Так как металл достаточно быстро реагирует на понижение или повышение температуры, то изделие снаружи покрывается чехлом из медицинской марли или ткани. Это обеспечивает более комфортное положение шины на конечности, не вызывая у пациента неприятных болевых или температурных ощущений. Также в случае загрязнения чехол можно быстро поменять, а само средство останется чистым.
Понятие
Понятие

Широкое применение лестничные шины нашли в травматологии и скорой помощи, где они используются для быстрой и надёжной иммобилизации отдельных сегментов опорно-двигательного аппарата.

Понятие

Переломы костей голени — факты и статистика

Перелом голени — распространенная бытовая или спортивная травма. Он возникает при падении или ушибе, а также ударе тяжелым предметом по ноге.

Существует определенная классификация, которая делит все переломы на несколько категорий:

  • открытые или закрытые;
  • компрессионный — происходит при сдавливании кости;
  • полный или неполный — в некоторых случаях остается небольшой участок, соединяет костные отломки;
  • со смещением или без него.

Кости голени несут значительную нагрузку в движении. Это значит, что их повреждение не может протекать бессимптомно. Непосредственно в момент травмы пострадавший чувствует острую боль, со временем появляется отечность или гематома. На сломанную ногу наступить невозможно.

Перелом костей — это нарушение их целостности. Это происходит в результате применения чрезмерной силы на область голени. Однако при равных условиях у некоторых людей кости останутся целыми, а остальные получат травму. В группе риска находятся пожилые люди, у которых отмечается снижение прочности костной ткани. Подобные процессы могут происходить и в результате некоторых обменных нарушений.

Повреждение костей голени часто встречается у профессиональных игроков в футбол или другие подвижные спортивные игры. Однако в домашних условиях получить травму также возможно. Количество пострадавших резко увеличивается в период гололеда — падение на твердую поверхность часто заканчивается переломом.

Шина Крамера — это гибкая конструкция, которой можно придать любую форму

Правила наложения шин

При переломе и других травмах как накладывать шину?

Как наложить шину при переломе костей голени необходимо  знать каждому человеку, потому что никто не застрахован от получения переломов, трещин, вывихов. Именно поэтому необходимо знать, как накладывать шину при переломах голени.

Правила наложения шин

Какие правила для наложения шин при переломах следует соблюдать?

Существуют несколько основных аксиом при костях сломанных, как правильно накладывать шину при переломе, которые помогут человеку без опыта. Правила наложения шины при переломах:

  1. Пострадавшего необходимо как можно быстрее успокоить, потому, что стрессовое состояние негативно влияет на организм и может вызвать травматический шок, истерику, что нежелательно при наличии повреждений внутренних.
  2. Надежная иммобилизация. Оказание помощи должно начинаться с осознания, что при травмах конечностей следует зафиксировать травмированное место и два близлежащих сустава — один находится выше, а другой ниже сломанной области. Если произошел перелом бедра, то необходимо обездвижить три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный.
  3. Перед тем, как проводить обездвиживание поврежденного места, важно подготовить шину. Для этого следует проложить ее марлей и ватой, если их нет, то надеть на нее чехол. Желательно прикрыть костные части, которые выступают прокладками. Это поможет избежать образования пролежней.
  4. Когда накладывают шины к поврежденным поверхностям конечности и туловища, то они должны находиться в среднефизиологическом положении, так как именно оно купирует напряжение мышц. Для этого нужно согнуть крупные суставы под углом десять градусов, не больше.
  5. При закрытом переломе необходимо аккуратно изменить положение, например, сделать вытяжение конечности по оси, тогда шина будет накладываться поверх одежды и обуви.
  6. Если перелом открытый, с повреждением мягких тканей и кожного покрова, то вытяжение и вправление костных обломков проводить нельзя. Они должны фиксироваться в том же положении, в котором находятся.
  7. В случае открытого перелома следует соблюдать важное правило — на рану накладывается стерильная давящая повязка. Данные травмы сопровождаются кровотечением, которое необходимо остановить. Осуществляется это при помощи жгута, который накладывают поверх одежды. Так же следует под жгут положить записку с указанием времени его наложения — это должны учесть медицинские работники.
  8. С потерпевшего можно снять одежду соблюдая правила – сначала одежда снимается с тех конечностей, которые были не повреждены, после этого с тех, где произошел перелом. Надевать одежду следует в другом порядке. При этом поднимать или сажать больного нельзя.
  9. Транспортировкой пострадавшего должна заниматься бригада медиков, но если для этого нет возможности, то самостоятельно перекладывая человека на носилки, следует поддерживать поврежденную конечность.
  10. Шину нельзя изгибать по форме конечности.
  11. В процессе наложения шины боль не должна усиливаться, поэтому делать все следует аккуратно.
  12. Наложение шины на голое тело не допускается. Кроме того, нельзя, что бы она своим концом упиралась в кожные покровы или сдавливала кровеносные сосуды и нервы, которые располагаются рядом.
Правила наложения шин

Лечение и реабилитация разных участков тела отличается, как и если человек сломал ногу,  правила наложения шины при переломе голени будут отличаться от иммобилизации головы или руки.

Читайте также:  Как отличить ушиб от перелома: признаки, советы врачей

Наложение шины: виды и основные правила

Первая помощь при переломе конечности – это придание пострадавшему такого положения, при котором он не будет чувствовать болезненные ощущения, а отломки костей не будут далее травмировать мягкие ткани. Грамотное наложение шины специалистом повышает шансы пострадавшего на полное излечение без последствий.

Типы шин

Существуют разные виды шин, но принято выделять четыре разновидности в зависимости от характера перелома:

  • Универсальная, или лестничная, шина Крамера. Эта медицинская шина представляет собой сочетание отдельных деталей, благодаря которым можно собирать разные по высоте и форме конструкции.
  • Шина Дитерихса. Состоит за раздвижных частей, ее функциональное назначение – вытяжение. Применяют, в основном, при переломах бедер.
  • Пневматическая лечебная шина. Один из современных видов, представляет собой плотный чехол на молнии, оборудованный насосом для накачивания воздуха. Ее применяют для иммобилизации кисти рук, предплечья, ноги, стопы, голени, коленного сустава.
  • Импровизированная шина из подручных материалов. Такими могут быть: прямая ветка или палка, проволока, косынка, простынь. Стоит с вниманием отнестись к поиску таких предметов, чтобы не было острых концов.

Существуют и другие разновидности на основе ватно-марлевых повязок для фиксации головы, шейных позвонков, плечевого сустава.

Шина Дитерихса и техника ее наложения

Данный вид применяют при переломах бедра во избежание движений в области таза. Техника наложения шин проста и не требует специальных знаний. Сама конструкция состоит из двух планок, а также подошвенной пластины.

Пластины подгоняются под размер человека: конец наружной вставляют в подмышечную впадину, конец внутренней упирается в пах. В область лодыжек прокладывают ватные прокладки.  Концы обеих пластин должны немного выступать за подошву. К самой подошве также прочно привязывают пластину.

Туловище человека совместно с конструкцией обвязывают ремнями. Шаг ремней 25-30 см.

Основные правила наложения шин

Наложение шины: виды и основные правила

Если перелом имеет открытые раны, то прежде чем наложить любую шину, надо обработать рану антисептиком. Если травма закрытая, то конструкцию можно накладывать на одежду.

Поврежденный сустав часто фиксируется вместе с двумя соседними. Например, фиксация перелома плечевого сустава начинается от кончиков пальцев до плеча. При переломе голени накладывается пластина, затрагивающая коленный и голеностопный суставы.

Этот алгоритм наложения применяется и при других повреждениях конечностей. Правила наложения транспортных шин применяются при иммобилизации бедренного сустава и позвоночника. Фиксация перелома бедра охватывает всю ногу.

Перелом позвоночника сопровождается обездвиживанием всего туловища человека.

Если наблюдается кровотечение, то не стоит спешить с наложением жгута, надо дождаться указаний врача. Если нет возможности узнать информацию от специалиста, то больному дается записка с указанием точного времени наложения жгута.

Наложение шины из подручного материала чревата тем, что острые концы могут врезаться в тело пострадавшего, сдавить нервные окончания и проходящие рядом кровеносные сосуды. Повязка не накладывается в месте перелома, чтобы давлением не причинять боль.

Если у человека начался приступ истерии, то необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния, так как у пострадавшего может развиться травматический шок. К месту перелома желательно приложить лед и дать человеку обезболивающее.

Вышеописанные правила являются основой при любых переломах.

Интересно почитать  какие суставы должна фиксировать шина при переломе бедра.

Читайте также:  Повреждение сухожилий тазобедренного сустава симптомы

Преимущества

Своевременное накладывание шины при переломах голеностопа имеет такие положительные стороны:

  • сокращается риск дальнейшего травмирования сустава;
  • при открытой ране, правильное наложение повязки поможет уберечь конечность от попадания инфекции, появления воспалительного процесса в тканях;
  • реабилитационный период, который потребуется, чтобы костные структуры срослись, значительно сокращается;
  • некоторые виды шин позволяют специалисту провести рентгенологическое исследование, чтобы провести диагностику, не снимая повязку.

Переломы голеностопного сустава очень опасны, если своевременно не получить квалифицированную медицинскую помощь.

Если кости срастутся неправильно, человек может остаться инвалидом, частично/полностью утратив дееспособность.

Корректное накладывание шины и оказанная пострадавшему первая помощь после получения перелома помогут этого избежать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно её исправим, а Вам будет + к карме

Симптоматика перелома

Шина Крамера при переломе плеча используется не менее часто, чем при травмах других частей тела. Чтобы наложить шину правильно, потребуется: бинты, валик из ваты и марли, специализированная косынка, булавка для ее закрепления.

Наложение шины Крамера делится на 2 этапа.

  • На первом этапе потребуется смоделировать приспособление, используя здоровую конечность. Для этого нужно посадить человека в удобное положение, затем согнуть здоровую руку в локте под прямым углом, измерить длину между кончиками пальцев и локтем, после чего согнуть проволоку в соответствии с размерами под углом 90 градусов.
  • На втором этапе необходимо полученную шину наложить на поврежденную конечность. Для этого следует осторожно придать руке согнутое в локте положение, после чего положить руку ладонью вниз на каркас. Под ладонь больного положить валик. Затем забинтовать руку в районе запястья, важно делать это восьмиобразными движениями.
  • Следующим шагом является закрепление локтя к устройству посредством наложения бинта.
  • Последним этапом является закрепление руки в таком положении при помощи медицинской косынки.

Наложение шины Крамера при травмировании плеча требует закрепления плеча, сустава, запястья. Только при правильном наложении устройства, кости будут срастаться правильно.

Наложение шины Дитерихса

Деревянная шина, предназначенная не только для фиксации нижней конечности, но и для вытяжения, изобретена советским военным хирургом Дитерихсом в 1941 г., в честь которого и получила свое название. Несмотря на множество новых приспособлений, она не утратила своего значения до настоящего времени, входит в комплект средств неотложной помощи медсанчастей, травматологических пунктов, бригад скорой помощи.

Шина состоит из 2-х раздвижных плоских деревянных бранш – длинной и короткой с регуляцией длины, фанерной подошвы с отверстием, палочки-закрутки, ремней. Правила наложения шина Дитерихса:

  • Длинная бранша накладывается по наружной поверхности на всю конечность до подмышечной области;
  • Короткая бранша накладывается – по внутренней стороне ноги до паха;
  • На верхних краях бранш имеются мягкие накостыльники для предупреждения повреждений подмышки и паха, внизу крепится подошва, которая смещается при натяжении закруткой, вытягивая ногу.

Технику наложения шины Дитерихса легко понять, посмотрев видео:

Шины: вакуумные, одноразовые, Крамера, Дитерихса Правила наложения транспортных шин

1. Шину необходимо наложить так, чтобы она надежно иммобилизировала два соседних с местом повреждения сустава (выше и ниже повреждения), а при некоторых повреждениях и три сустава (при переломе бедра или плеча),

2. При иммобилизации конечностей желательно придать физиологически правильное положение.

3. При закрытых переломах (особенно нижних конечностей) необходимо произвести легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует продолжать до окончания наложения иммобилизирующей повязки.

4. При открытых переломах, когда из раны выступают наружу отломки кости, при оказании первой помощи вправлять их не следует. Наложив стерильную повязку, конечность без предварительного подтягивания и вправления отломков фиксируют в том положении, в каком она находится.

С пострадавшего не следует снимать одежду и обувь, так как это может причинить ему лишнюю боль. Кроме того, одежда, оставленная на пострадавшем, обычно служит в области повреждения дополнительной прокладкой для шин.

6. Нельзя накладывать жесткую шину непосредственно на голое тело. Предварительно ее необходимо выстлать мягкой подкладкой (ватой, полотенцем, сеном и т.д.). Нужно следить за тем, чтобы концы шин не врезались в кожу и не сдавливали кровеносные сосуды или нервы, проходящие вблизи костей, а также за тем, чтобы кожа не была сдавлена в тех местах, где имеются костные выступы.

7. При всех открытых повреждениях, прежде чем приступить к иммобилизации, нужно наложить на рану асептическую повязку.

Читайте также:  Когда назначается операция на позвоночнике при сколиозе?

При повреждениях суставов для транспортной иммобилизации применяют те же средства и способы, что и при повреждении костей.

8. Во время наложения иммобилизирующих повязок и перекладывания пострадавшего на носилки необходимо чрезвычайно бережно обращаться с частью тела, которую должен поддерживать специальный помощник.

9. Шина должна быть тщательно прикреплена к поврежденной конечности, составляя с ней единое целое.

Неправильная иммобилизация может оказаться не только бесполезной, но и вредной.

Проведение иммобилизации

Как перевозить больного с такой травмой? Наложение транспортной шины проводит врач Скорой помощи. Однако до их прибытия тоже необходимо создать покой поврежденной конечности.

С этой целью могут быть использованы подручные материалы, например, доски или ветки. Их нужно разместить по бокам конечности и зафиксировать бинтами или тканью.

Более качественная иммобилизация проводится специальными шинами, которые имеются в машине Скорой помощи. Их накладывают непосредственно на месте происшествия, дальнейшая транспортировка осуществляется на жёстких носилках.

Шины, которыми пользуются для проведения транспортной иммобилизации, могут быть разными. На сегодняшний день практически все машины Скорой помощи оснащены современными шинами, однако кое-где до сих пор остаются старые, которыми пользовались несколько десятилетий назад.

  1. Самой первой шиной при переломах была лестничная. Она изготовлена из проволоки по типу веревочной лестницы. Сверху шина обернута тканью для смягчения. Благодаря гибкости проволоки лестничную шину можно отмоделировать по форме конечности. Недостаток лестничной шины в небольшой её прочности и жесткости. При сложных переломах, у тучных людей, при выраженной мускулатуре она не обеспечит должной фиксации конечности.
  2. Деревянная шина Дитерихса. Применяется тоже давно. Представляет собой конструкцию из деревянных планок с перемычкой внизу. С её помощью достигается жёсткая фиксация конечности от тазобедренного сустава до стопы. При необходимости длительной транспортировки возможно появление пролежней.
  3. Пневматические шины. Самые современные средства фиксации при переломах. Иммобилизационный эффект достигается за счёт сжатого воздуха внутри шины. Можно придать шине любую форму, накачать воздух до желаемого уровня. Шина не оказывает сдавливающего действия на мягкие ткани.

Таким образом, наиболее оптимальной является пневматическая шина.

Транспортная шина

Шины для фиксации перелома femur бывают разных видов

Способы наложения

Осуществление иммобилизации и техника наложения шины будет различаться при разных видах переломов. Подробнее об этом можно узнать из видео в этой статье.

Как переворачивать больного с переломом шейки бедра? Перевозить пациентов нужно в положении лёжа на спине. Повороты, а уж тем более переворачивания нужно исключить. Это может привести к еще большему смещению отломков.

Транспортная шина для фиксации перелома бедра — обязательная мера первой помощи. Она позволит доставить пациента в лечебное учреждение, избежав многих осложнений транспортировки.

Шины: вакуумные, одноразовые, Крамера, Дитерихса Правила наложения транспортных шин

1. Шину необходимо наложить так, чтобы она надежно иммобилизировала два соседних с местом повреждения сустава (выше и ниже повреждения), а при некоторых повреждениях и три сустава (при переломе бедра или плеча),

2. При иммобилизации конечностей желательно придать физиологически правильное положение.

3. При закрытых переломах (особенно нижних конечностей) необходимо произвести легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси, которое следует продолжать до окончания наложения иммобилизирующей повязки.

4. При открытых переломах, когда из раны выступают наружу отломки кости, при оказании первой помощи вправлять их не следует. Наложив стерильную повязку, конечность без предварительного подтягивания и вправления отломков фиксируют в том положении, в каком она находится.

С пострадавшего не следует снимать одежду и обувь, так как это может причинить ему лишнюю боль. Кроме того, одежда, оставленная на пострадавшем, обычно служит в области повреждения дополнительной прокладкой для шин.

6. Нельзя накладывать жесткую шину непосредственно на голое тело. Предварительно ее необходимо выстлать мягкой подкладкой (ватой, полотенцем, сеном и т.д.). Нужно следить за тем, чтобы концы шин не врезались в кожу и не сдавливали кровеносные сосуды или нервы, проходящие вблизи костей, а также за тем, чтобы кожа не была сдавлена в тех местах, где имеются костные выступы.

7. При всех открытых повреждениях, прежде чем приступить к иммобилизации, нужно наложить на рану асептическую повязку.

При повреждениях суставов для транспортной иммобилизации применяют те же средства и способы, что и при повреждении костей.

8. Во время наложения иммобилизирующих повязок и перекладывания пострадавшего на носилки необходимо чрезвычайно бережно обращаться с частью тела, которую должен поддерживать специальный помощник.

9. Шина должна быть тщательно прикреплена к поврежденной конечности, составляя с ней единое целое.

Неправильная иммобилизация может оказаться не только бесполезной, но и вредной.